Церковь не справляется с войной

ОКНО В ДОНБАСС
Интересная штука, но на самом деле сейчас, в век повсеместной оцифровки информации, нужно приложить достаточно много усилий, чтобы найти первоисточники по статистике населения Донбасса за 2012, особенно трудно что-то найти по картине вероисповедания региона. Если кто-то знает, пришлите нашему редактору, очень будет интересно почитать.

В справочном материале (его большей части) на этот счёт стоит немая пауза. Этой характеристики будто не существовало. Никому это не интересно знать? Если да, то почему – тоже непонятно. То ли потому, что это кому-то выгодно, то ли от сверхтолерантности региона, когда люди просто считают веру в Бога личным делом каждого.

В Донецке есть и мечети, и синагоги, и, говорят, даже есть храм буддийского ордена «Ниппондзан Мёходзи», - но златоглавых церквушек всё же больше, и православные праздники здесь самые массовые. Отсюда рискнём предположить, что большинство жителей Донбасса как минимум причисляют себя к числу православных христиан.

Получается, это тоже сплочённое большинство, и не менее сплочённые меньшинства, которые ладят друг с другом. А если вспомнить историю, например, 1812-й год и отношение народа к Казанской иконе Божией Матери, которую некоторые даже считают одной из причин победы русского народа, - это был мощный стимул для людей, он вдохновлял их. А что сейчас?
Опять же, если говорить о практических выводах и о том, как внимание к этому вопросу поможет нашему обществу, то можно сказать, что это повлияет на правила его жизни. Лучше понимать сразу, к чему всё может измениться, потому что война должна же когда-то прекратиться, а мы снова окажемся не готовыми к миру.
Пастырей, которые приняли эту войну как шанс спасти людей, как ни странно мало, хоть и говорят они смело. И как это отражается на людях, живущих там? Странным образом, в России, где вопросы веры всегда занимали много внимания, тоже не особо заморачиваются по этому поводу.
Мы попросили донецкого журналиста Сергея Голоху высказать своё мнение по поводу православной жизни на Донбассе. Сергей посвятил этой теме множество мыслей, слов и публикаций, а ещё он говорит всегда открыто и прямо, в чём наше общество особенно нуждается. Выводы делайте сами, а мы обещаем продолжить дискуссию по этому поводу на страницах нашего журнала.
"
«На мой взгляд, роль Православной Церкви в событиях в Донбассе сильно преувеличивают как её сторонники, так и её враги. Складывается ложное впечатление о том, что на Украине и в России народ сплошь православный.

На самом деле верующих, которые более-менее регулярно ходят в храм, исповедуются и причащаются, не более двух-трёх процентов населения. Причём большая часть из этого меньшинства не проявляет общественной и политической активности.

Это могло бы как-то компенсироваться активностью церковной верхушки и спикеров УПЦ. Однако и этого мы не наблюдаем. С началом боевых действий донецкий митрополит Иларион вообще почти исчез из публичного пространства – не даёт интервью, не делает заявлений. Хотя в слове архипастыря во время ужасных бедствий народ нуждается как никогда.
Отчасти его понять, конечно, можно: УПЦ находится в довольно щекотливом положении – на Украине устраивают гонения на «москальскую» Церковь, отбирают её приходы. Обвинения украинцев в агрессии по отношению к Донбассу и открытая поддержка ДНР может ещё больше усугубить участь собратьев по вере, находящихся на территории Украины. Тем не менее, молчать нельзя, при желании можно найти необходимые слова. Например, горловскому митрополиту Митрофану это удаётся. Он на протяжении всей войны активно проповедует, даёт интервью, в которых затрагивает больные темы, связанные с братоубийственным конфликтом. Митрополит как-то сказал: «Сегодня Церковь не может остановить войну, но может способствовать тому, чтобы война остановилась, обращаться к людям, от которых это зависит».

Эти его проповеди и интервью выкладываются на сайте Горловской епархии, который часто обновляется. А сайт Донецкой епархии больше года вообще был полумертвым, правда, в последнее время стал, наконец, оживать, но на нём публикуется преимущественно официоз.

Незаметно также, что епархия развернула большую благотворительную деятельность, что священники пошли к страждущим людям со словами утешения, а не ждали, когда они сами придут в храмы. Естественно, такая пассивность и страусиная позиция не добавили доверия и авторитета Церкви.

Говорят, что на войне не бывает атеистов и что в трагические времена народ обращается к Богу. Но после начала конфликта людей в храмах Донецка не только не прибавилось, но, наоборот, стало намного меньше. В первый год войны это объяснялось тем, что очень много дончан уехало из города, но и теперь, когда большая часть из уехавших вернулась назад, храмы не стали переполненными. Епархия не воспользовалась данным ей Богом шансом привлечь к себе народ в тяжелые годы испытаний».
- Сергей Голоха, журналист / Донецк
На фото: Иверский монастырь / Донецк, 2016 / Автор фото Денис Григорюк