Родина слышит?
Родина знает?

ОКНО В ДОНБАСС
2 марта, ровно через полгода после старта к МКС в 2015 году, Волков-младший ввернулся на Землю, выйдя в открытый космос за месяц до этого в четвёртый раз в своей жизни. Наверное, поэтому GR-специалисты заговорили о стране, в которой есть космонавты второго поколения на зависть другим. Новости о космических полётах широкой аудитории не собирают давно. Туфли с красной подошвой и награды зарубежного кино ведь гораздо интереснее. И даже анимационная лента «Мы не можем жить без космоса», которая заветную статуэтку не получила, темой обсуждений была недолго. Что нам звёзды?

Отец Сергея, Александр Волков, родился в Горловке. Летать учился в Харьковском училище, считал примером для подражания Кожедуба, Леонова и Добровольского. Командовал отрядом космонавтов и руководил Звёздным городком. За штурвал самолёта отец посадил сынишку, когда тому исполнилось 3 года: когда жена просила позаниматься ребёнком, куда он мог взять его? Конечно, на аэродром.

Теперь за плечами каждого из Волковых по три полёта. Но о том, что начало династии астронавтов положил уроженец Донбасса, в релизах не упомянул никто.

На МКС Сергей Волков сменил Антона Шкаплёрова. Позывным парня из Гагаринского района Севастополя был «Астрей» - зажигающий звёзды. Сейчас
Антон собирается на выборы. Говорит: я бы всех политиков, которые рвутся враждовать, собрал на космической станции и посмотрел, как они с этим справятся. С орбиты он снимал изумительный родной Крым, любимый город, и передавал привет школе, в которой учился, эти фотографии разошлись по соцсетям.
«Мой родной Крым» / Фото российского космонавта Антона Шкаплёрова, бортинженера
российского экипажа Международной космической станции / 30 декабря 2014
Будет ли Сергей публиковать снимки Горловки с орбиты? Как выглядит то, что там творится, из космоса? За плечами парней второго космического поколения с их крымскими и донецкими корнями стоит страна отцов, которой уже не существует. Видна ли оттуда, за пределами атмосферы, где они смотрели на звёзды, нарисованная граница?

Антон вежливо передавал с МКС привет бывшим однокурсникам из Черниговского училища. Там после первого курса он отказался принимать украинскую присягу, закончил Качинское училище, когда-то - колыбель воздухоплавания в России, потом академию. Летал в Кубинке, оттуда попал в отряд космонавтов. Если бы не события «Русской весны», вернувшие непотопляемый авианосец полуострова в Россию, наверное, в пресс-релизах о родине Антона тоже бы упоминали скомканной скороговоркой либо не говорили бы вовсе.

В Крыму многое связано с авиацией. На следующий день после выхода Сергея Волкова в открытый космос, 3 марта, в Новофедоровке (это Сакский район) отмечали 95-летие морской авиации РФ. С советских времён там стоит уникальный комплекс по подготовке лётчиков морской авиации НИТКА (Наземный Испытательный Тренировочный Комплекс Авиационный), имитирующий качку и другие сложности при взлетах с палубы и посадках на неё. В 2014 году по планам ВСУ он должен был пойти на металлолом. Сейчас восстановлен полностью. В строю.

Есть видео в сети, как там работают летчики - не такое популярное,
как с Ди Каприо или Шнуровым, конечно...

Полёты авиации. НИТКА

НТС Севастополь / 2 сентября 2015
Мало кто помнит (и ещё меньше людей пишет) о том, как после распада СССР военными из Новофедоровки был спасён для Военно-Морского флота России тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». В детстве на внешнем рейде Севастопольской бухты он казался мне несопоставимо огромным по сравнению с Константиновским равелином и всей береговой линией, хотя стоял очень далеко.

До июня 1992 года в 100-м корабельном истребительном полку Центра корабельной авиации ВМФ в Новофёдоровке служил легендарный Тимур Апакидзе, потомок грузинских князей и родоначальник палубной авиации в СССР. Именно на «Кузнецова» 26 сентября 1991 года он первым из российских морских лётчиков сажает первый российский серийный палубный истребитель Су-27К, который сегодня известен как Су-33. И это всего через два месяца после аварии, когда разбился предыдущий из партии серийных Су-27К под номером Т-10К-8.
Апакидзе тогда катапультировался.

До катапультирования России и Украины с остальными республиками
из СССР оставалось 78 дней.

«...В связи с тем, что украинская сторона могла предъявить на крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» претензии, 1 декабря 1991 года он был экстренно и тайно выведен из Севастополя и переведён на Северный флот. Вместе с ним на Север перевелись около восемнадцати лётчиков и сотня инженеров и техников из состава сотого полка.

По воспоминаниям лётчиков, у Апакидзе была идея поднять полк и увести его в Россию целиком. Но когда по телевизору показали Кравчука, целующегося
в Ялте с Ельциным, он понял, что не стоит подставлять людей и становиться заложником продажных политиков».
Присягу Украине Апакидзе не принял - как и Антон Шкаплёров. На церемонии вышел из строя и сказал: «Я своей Родине давно принес присягу. Военные второй раз не присягают…». Отклонил и предложение возглавить ВВС Грузии. Был переведён на Северный флот, в Североморск. В те годы у российской армии не хватало средств на содержание палубной авиации, на проведение учебно-тренировочных полётов, на постройку новых машин. Личный состав редел.
Перед Апакидзе ставят задачу сажать самолёты на палубу во что бы то ни стало, днём и ночью, в условиях Заполярья, иначе спасённый авианосец разделит участь недостроенных кораблей того же класса — пойдёт на металлолом...

В Новофёдоровке вместе с годовщиной военно-морской авиации отмечали и день рождения Апакидзе - 4 марта. Генерал Апакидзе не перестал летать даже тогда, когда стал заместителем командующего Военно-Морской авиации. А погиб он десять лет назад на показательных выступлениях в честь предыдущей даты, 85-летия, в Центре боевой подготовки и переучивания лётного состава авиации ВМФ под Псковом. Пилот, входивший в пятёрку тех, кто освоил пугачёвскую «кобру» и «колокол»
до последних мгновений удара о землю и взрыва пытался сохранить свой Су-33. Катапультироваться отказался. Вчера авиаторы вспоминали: он гордился тем, что
за время его службы на авианосце «Адмирал Кузнецов» не погиб ни один пилот:
«Я готов каждый метр его палубы целовать за то, что за столько лет он не забрал
у нас ни одного летчика. Теряем людей в основном на земле...».
Крым, который так красив из космоса, при возвращении в родную гавань избежал людских потерь в боевых столкновениях. Правда, как раз из Новофёдоровки около 300 служащих украинской авиабригады вывели в Николаев всё, что к тому времени способно было летать - четыре вертолета Ка и единственный Ан-26. Вспомнила я об этом как раз потому, что вчера, как раз в день рождения Апакидзе, желто-голубые стенали в Facebook: возвращаются в РФ летуны! По-тихому возвращаются, потому что квартир в Николаеве не дали. И пенсия за выслугу в два раза выше.

Скольких людей потеряла Горловка, родина первого из династии космонавтов Волковых с позывным «Донбасс-1», когда над землёй Донецка и Луганска
совершали свои позорные вылеты самолёты и вертолёты ВСУ, а города
содрогались от запуска «Точек-У»?

До Горловки не доходит свет кремлёвских звёзд, которые когда-то зажглись благодаря донецким мастерам-стекольщикам. И ракеты, которые грохочут там,
к космосу отношения не имеют.

Что нам звёзды?
В оформлении использованы работы Андрея Соколова
«На орбите спутника Земли» и «На луне» /
Источник