Большая жизнь

ОКНО В ДОНБАСС
Фильм "Большая жизнь" был снят в 1939 году режиссёром Леонидом Луковым.
Его кино - о трудовом Донбассе, как вы могли догадаться. Старшее поколение может знать этот фильм достаточно хорошо, но чем моложе донецкие
жители, тем меньше внимания достается этому чудесному фильму.

А ведь именно для этой ленты была написана знаменитая песня
"Спят курганы тёмные...", которую вкрадчивым голосом спел Бернес. Потом
эту песню включали на донецком вокзале перед отправлением фирменного поезда "Уголёк", её когда-то пели фанаты донецкого "Шахтёра", она же стала позывной мелодией часов на Главпочтамте в центре Донецка. Песня, заслышав которую в незнакомом месте, дончанин встрепенется, сердце окатит тоской
и он начнет искать земляка в толпе и радостно улыбаться.

И это всё только об одной этой песне - а чего стоит весь фильм!
Вы не настоящий дончанин, если не видели этого фильма. И ничего вы такого сокровенного про Донбасс не знаете. Оставим историческую подоплеку фильма тем, кому больше нечего обсуждать по вечерам и предлагаем вам насладиться искусством, вдохновленном углем и степью.

Большая жизнь


Режиссёр: Леонид Луков
Музыка: Никита Богословский
«Большая жизнь» — советский полнометражный художественный фильм режиссёра Леонида Лукова. Лидер проката 1940 года — 18.6 млн зрителей.

За сценарий и режиссуру 15 марта 1941 года кинокартина «Большая жизнь» награждена Сталинской премией II степени.

Сюжет «Большой жизни» строился вокруг образа могучего, стихийно
одаренного парня Валуна, которого весело и размашисто, с юмором, лиризмом
и темпераментом играл Борис Андреев. В начале труд для этого богатыря — повседневная необходимость, не больше. Важнее и интереснее молодецкие проделки под хмельком! гулянья да песни, да вдруг захватившая его любовь к гордой девушке-недотроге. Пьяный дебош, который устраивает Балун из ревности
и обиды, вызывает нешуточное осуждение всего шахтерского поселка. Идейным центром фильма становится общественный суд, на котором выступает старейший шахтер Козодоев (актер И. Пельтцер). Его речь полна заботы о нравственности Балуна, о рабочей гордости и чести, о всенародном значении шахтерского труда. Нилин нашел простые, сердечные, лишенные внешнего пафоса слова, и артист произнес их с неподдельным чувством. В сознании Балуна происходит перелом.

И хотя конфликт фильма был довольно внешний, хотя и здесь не обошлось без мрачных фигур вредителей, пытающихся совратить Балуна, а затем обвалом сорвать его рекорд, правда простых, но сильных, необоримых и добрых чувств Балуна, светлые реалистические съемки оператора И. Шеккера, душевные мелодичные песни Никиты Богословского («Спят курганы темные…» на слова Б. Ласкина—
до сих пор любимейшая песня шахтеров!) и, наконец, живой юмор многих эпизодов, связанных с образом лучшего друга Балуна, озорного Вани Курского, прелестно сыгранного Петром Алейниковым ,— все эта сделало «Большую жизнь» значительным, принципиальным успехом советского кино.