Человек - Аэропорт

ОКНО В ДОНБАСС
Ко Дню рождения Сергея Прокофьева
23 апреля 2016 года исполнилось 125 лет со дня рождения великого русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. Думал ли он, в каком виде придет к нему новая слава спустя более 60 лет после его смерти?

Раньше был Михаил Светлов - "человек и пароход". Теперь есть Сергей Прокофьев, человек и аэропорт. Помните, незадолго до войны по Донецку ходили слухи об одной очень необразованной девушке, которая решила, что Прокофьев - это местный олигарх вроде Ахметова, который построил и в свою честь назвал аэропорт. Серьезно. А теперь так уже никто не пошутит. С тех пор - бездна.

Донецкий аэропорт Прокофьева, ДАП - это ад, тысячи поломанных душ, вышка, разобранные на части киборги, пепелище, - а потом победа и живые тюльпаны на останках прошлой жизни. И Прокофьевская весна, для которой музыканты и жители Донбасса надевают праздничные костюмы.

Не просто гений и земляк - аэропорт связал имя Прокофьева с нашим Сегодня. А его "Вставайте, люди русские" стал для нас едва ли не гимном.

Из воспоминаний Бориса Вольского о работе с Прокофьевым и Эйзенштейном над фильмом "Александр Невский": "Музыка Ледового побоища не должна была иметь определенного конца. Было решено, что она потонет в постепенно нарастающей, производимой шумами битве, из которой должна была рождаться победная русская музыка".

Победная русская музыка - это то, что звучит сегодня в сердцах всех дончан.
Но у Сергея Сергеевича была и своя война -
Великая Отечественная.
Да, это оказалось правдой. 22 июня 1941 года немецкие фашисты напали на Советский Союз. Весь советский народ встал на защиту родной земли. Каждому хотелось внести немедленно свой вклад в борьбу. Первым откликом композиторов на происходящие события, естественно, явились песни и марши героического характера, то есть та музыка, которая могла непосредственно зазвучать на фронте. Я написал две песни и марш.

* * *
…Мы жили в 50 минутах езды от Москвы. Хотя это дачное место не представляло собой объекта для атак, но вражеские самолеты часто по ночам с воем появлялись над нами и освещали местность ослепительными ракетами для ориентации. Тут же появлялись советские истребители. Порой где-то падал немецкий бомбардировщик, взрываясь с необычайным грохотом, не успев освободиться от своего груза бомб. Эти прожекторы, зеленые трассирующие пули истребителей, желтые осветительные „лампы“, которые спускали немцы, создавали жуткую в своей красоте картину.

В одну из поездок моих в Москву Комитет по делам искусств сообщил мне, что решено группу работников искусств эвакуировать на Кавказ в город Нальчик. Выехали мы с рядом композиторов и профессоров Московской консерватории и их семьями в начале августа в четырех отдельных вагонах, и через три дня поезд привез нас в Нальчик.

Небольшой городок, расположенный в предгорье Кавказа, с чудесным парком, впоследствии варварски вырубленным фашистами, с цепью гор на горизонте, принял нас приветливо. Были созданы необходимые условия для работы. Здесь я написал свою симфоническую сюиту „1941-й год“ в трех частях: „В бою“, „Ночью“, „За братство народов“, навеянную происходящими событиями. Позднее сюита эта легла в основу моей музыки к фильму „Партизаны в степях Украины“, написанной в декабре 1942 года.
— С. С. Прокофьев, (фрагменты из книги «Прокофьев о Прокофьеве»)
Войну он пережил, и за это время написал немало великолепных произведений: он много работал над балетом «Золушка», 5-й симфонией, сонатами для фортепиано № 7, 8, 9, сонатой для флейты и фортепиано. Важнейшим сочинением военного периода стала грандиозная опера по роману Льва Толстого «Война и мир», а в 45-46 году он создал потрясающую музыку к фильму Сергея Эйзенштейна "Иван Грозный".

Согласитесь, есть в этом что-то донецкое - творить чудеса, пока идет война. Степи вдохновили его при жизни - а он вдохновляет охваченные войной родные земли теперь. Кто для нас Сергей Сергеевич Прокофьев? Хочется верить, что не только человек и аэропорт. Великий и гениальный русский композитор, родившийся в донбасских степях. Давший нам музыку, с которой можно только победить.

Сергей Прокофьев.
Четвёртый апельсин

Сказки старого пианино