Уроки русской музыки.
Александр Невский

ОКНО В ДОНБАСС
Прокофьевская весна - 2016 +
Сергей Прокофьев - о музыке к картине Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»
«Кантата „Александр Невский“ возникла из музыки к одноименному фильму, который был поставлен в 1938 году выдающимся советским кинорежиссёром Сергеем Эйзенштейном.

Картина рассказывала о героической борьбе дружины Александра Невского с тевтонскими рыцарями-крестоносцами.

Этот фильм стал классикой советского кино. Он являет собой удивительный пример содружества режиссёра и композитора. Такого в истории музыки ещё не было. Музыка рождалась под непосредственным впечатлением от кадров фильма».
Автор этого высказывания, к сожалению, неизвестен, а взято оно
из конспекта для урока музыки в школе, оставленному в интернете. А вот, что говорил по этому поводу Святослав Рихтер, когда впервые увидел картину целиком:
«Никогда рань­ше музыка в кино не производила
на меня впечатление как та­ковая. А тут я не мог
её забыть».
А что сказали вы, услышав впервые эту композицию? Звуки её дают такой богатый материал для образов, что они вспыхивают в голове, сменяя друг друга с каждой новой нотой. Это настоящий роман, только вместо слов - звуки. В той части кантаты, которая сейчас звучит, автор изобразил непримиримое противостояние двух культур и даже миров. Запад противостоит Востоку, рыцари идут против богатырей, сила - против правды...

Это тот уникальный случай, когда музыка стала не просто неотъемлемой частью видеоряда, а стала занимать порой диктующие позиции. Она рождалась под впечатлением от картины, и сама определяла её сюжет.

"Работа шла двумя путями: либо режиссер показывал композитору законченный кусок отснятой пленки, предоставляя ему самому решать, какова должна быть музыка к нему, либо Прокофьев заранее писал тот или иной музыкальный эпизод, и Эйзенштейн строил зрительный ряд, основываясь на этой музыке. Бывало и так, что режиссер рассказывал Прокофьеву о каком-то эпизоде, иллюстрируя его карандашными рисунками, а потом делал съемки, исходя из готовой партитуры" - Л. Михеева, Бельканто.ру.
Это была работа двух художников, мотивированных одной целью. Помимо прочего, итог этой работы приобрел фактически сакральное значение для потомков. Не каждый способен восхититься этим лязгающим и трубящим произведением. Но кто понимает - тот свой. И это лишь одна часть из множества, значимых для всего народа, определяющих его естество и устремления.