Открытое письмо

ОКНО В ДОНБАСС
Здравствуйте. Очень близки ваши планы насчет консолидации творческих сил Донбасса. Разумеется, будут некоторые сложности, много работы, но я уверен, что все получится.
За годы вне союза с Россией, да и в советское время, многие авторы Донбасса были ориентированы на Киев в большей степени, чем на Москву, что при СССР проблемой не являлось, а великие художники из центра ездили и на Донбасс, и в Киев. Вспомните графику Дейнеки или работы сталинских фотокоров. Это огромный творческий пласт, и очень многое сосредоточено в нынешней Украине, которая стремительно десоветезируется, т.е. отказывается от советского наследия.

За последние 25 лет там выросли новые поколения авторов, уже полностью ориентированных на Киев и Запад, которые в свою очередь платили Донбассу похабщиной, изображая жителей этого края люмпенами и маргиналами. Однако и местное искусство развивалось, вполне качественное и приличное, немного изолированное, но от того еще более уникальное, но без огранки, немного наивное.

В десятом году в Донецке появился достаточно серьезный культурный центр, развивающий западное искусство на Донбассе, и, что важно, не всегда в негативном ключе. Кто управляет образами, тот контролирует весь дискурс. Люди, финансировавшие этот центр, прекрасно это понимали и вели соответствующую работу. Еще бы лет десять, и Донбасс согласился бы с идеями Майдана, но что-то у них пошло не так и культурный центр уехал в западном направлении. Так уж получается, что художнику тоже нужно есть и заниматься любимым делом, поэтому значительное число успешных и реализовавшихся авторов оказались на противоположной стороне фронта.
Тем отраднее наблюдать появление таких художников-документалистов, как Леви, Баешко и Григорюк. И есть старое поколение фотографов и художников, сформировавшихся в еще советской среде, не менее важное, чем талантливая молодежь. Есть люди абсолютно правильных взглядов, талантливые и уже повидавшие, но если значительная часть культурного наследия Донбасса сосредоточена в Киеве, и многие серьезные авторы тоже там, то нужно что-то придумывать. Например, поменять структуру и логику вашего проекта.

В московских и петербургских вузах, музеях, коллекциях есть серьезные работы, посвященные Донбассу. Но они не представлены в медиа должным образом. Рассказывать только про тех, кто сейчас работает в регионе, можно, но мне кажется интересным добавить советские работы про регион.

На сайте "Окна в Донбасс" можно сделать отдельный раздел про региональных и советских художников, сделав каждому из них лонгрид с работами и биографией. Ваши сайты сделаны для текстов и консервативного чтения, а мы умеем делать очень красивые презентации. Дейнека не заслуживает?

Можно и современных российских авторов включить в проект, побывавших или поддерживающих Народные республики. Помните собрания художников в клубе, за год до войны? Сейчас появились прекрасные фильтры, Крым и Народные республики. Кто не поддержал возвращение полуострова в родную гавань и не помогает Донбассу - тот или враг, или никак.

Кроме того, все это может быть базой нового союза художников России, потому что, если деятель искусства не согласен с защитой национальных интересов России, то зачем ему пользоваться национальными благами в виде выставочных пространств, мастерских и других нужных вещей. Российское государство само финансирует собственных врагов, но положение начинает меняться в лучшую сторону, в том числе из-за экономики. Не поддержал борьбу русского народа - тогда только за свой счет и без экстремизма, ничего личного.

Игорь Старков / 27 мая 2016
Иллюстрации:
Валерий Мокрушин
1. Колокол. Севастополь. 2007
2. Во Славу русского оружия. 1996
3. Фотография на память. 1999