Донецкий парус
не одинокий

ОКНО В ДОНБАСС
Меня часто интересовал вопрос – чем мы, дончане, так раздражаем остальное население Украины? Недавно поняла – дерзостью. Масштаб характера у нас такой, что ни в подвал нас не загнать, ни блокадой –
не стреножить, ни обстрелами – не сломить. А помогло мне это понять окончательно недавнее спортивное событие, которое состоялось в конце июня - регата за Кубок памяти Георгия Седова. Только вдумайтесь – регата, яхты, паруса – все словно из прошлой жизни.

Уже там услышала, как называется Украинская морская и речная инспекция. Правильно – УМРИ. А вот Донбасс жив и проводит регаты.
Организовал это мероприятие Макеевский парусный клуб «Фордевинд».

- Традиция проводить соревнование-фестиваль за «Кубок Седова» возродилась несколько лет назад. Как ни странно, война поспособствовала этому, ведь мы ограничены в акваториях. Но таков упрямый характер спортсменов-парусников, что отступать мы не намерены. Здесь собрались участники из Донецка, Макеевки, Нового Света и даже России, что делает наш кубок международным, - говорит председатель клуба, идейный вдохновитель и организатор этой регаты Сергей Мельничук или, как все его здесь называют, дядя Сережа. Загорелый, подтянутый, всегда в белой рубашке – настоящий капитан.

Меня пригласили к участию в регате как корреспондента, а вот моего 17-летнего сына - в качестве матроса на палубу катамарана «Trickster». Пусть немного забудет о смартфоне, решила я. Потом глядя на него, обгоревшего, усталого, но довольного, я держала себя в руках, чтобы не отговаривать его от дальнейшего участия. Вообще у спортсменов-парусников дети, как они сами говорят, вырастают на палубе и водная стихия для них - родная.

Наше счастье жить такой судьбою

В регате участвовали девять катамаранов, с группой поддержки - около сорока человек. Пристанищем всем стала база отдыха «Золотое руно», которая уже не впервые безвозмездно разрешает спортсменам ставить на своей территории палатки, а также пользоваться водой и электричеством. Условия эти весьма скромны, но для спортсменов – роскошь.

- В походах катамаран нам часто служит кроватью, столом и средством передвижения, под ним мы также прячемся в непогоду, с него ночью любуемся низкими звездами. Поэтому палатка, стол с навесом и душ –
это очень даже хорошо! – говорит капитан «Мистраля» Ольга Дмитрук.

Тут моя испорченная цивилизацией натура возроптала, я все же выбрала комнату с минимальными удобствами. Спортсмены на меня смотрят с сочувствием, как на не совсем полноценную – а как же байки у костра, трескотня кузнечиков и роса под ногами по утрам? Но всех нас примиряют комары, их с юмором тут же прозывают Грызли. Мыть посуду, кушать, общаться вечером приходится приплясывая. Со стороны это выглядит забавно, когда взрослые мужчины, покоряющие водные стихии и не боящиеся шторма, в панике бегут в укрытия от атак комариной армии.
Если ты такой ленивый, сиди дома, не гуляй!

Все спортсмены, а возраст их от 17 до 75 лет, выглядят молодцевато.
Меня потрясает их неисчерпаемая энергия – в жару, после бессонной
ночи под комариные колыбельные, утром, бодрые с шуткой-прибауткой,
они выходят в море. Просоленные морской водой и закаленные ветром отчаянные души! Отдыхающие истекают потом, лежа в тени с бокалом
пива, а эти ребята одеты в рубашки с длинными рукавами, брюки и кепки
со шлейфом, чтобы не обгореть, при этом здорово выкладываются физически и ничуть не жалуются. Позже я видела их фото вне моря и парусов, а в окружении асфальта и городской жизни. И ловила себя на мысли, что там они не столь ловки и грациозны, как в своей родной стихии, словно дельфины, выброшенные на берег.

Каждое утро общее построение. Дядя Сережа ставит очередные задачи – рассказывает маршрут гонки, делает замечания нарушителям, выслушивает капитанов. Здесь я узнаю, что судна не плавают, только ходят.
Что катамараны можно называть яхтами, судами, лодками, плавсредствами, даже шутя – пароходами, но только не кораблями, т.к. корабли – военный флот. А дежурные здесь называются вахтенными.
Сергей Мельничук награждает россиянина Дмитрия Лукьянова шуточным призом
Сергей Мельничук награждает россиянина Дмитрия Лукьянова шуточным призом
Седой Нептун судьбу решает нашу

Вообще чистая романтика в этом деле только для таких, как я – дилетантов, для капитанов же - знание физики, механики, законов природы необходимо. Иначе не избежать беды.

- За всю историю парусного туризма несчастных случаев единицы.
Однажды катамаран то ли зацепил мачтой высоковольтные провода, то ли очень близко прошел от них, возник разряд и погибли люди, - вспоминает Владислав Ульянов, капитан «Trickster». - Важно быть наблюдательным, не терять здравомыслия, иначе это ударит не только по кошельку, но и по жизни. Есть правила, написанные ею – всегда надевать спасжилет, не выходить ночью в море, а в длительный маршрут не идти в одиночку.

Наш коллега – Евгений Коротких из Луганска – как-то вышел один на катамаране в Средиземное море. Была кромешная тьма, и он не заметил плавающие контейнеры, пропорол ими основные и запасные поплавки и начал медленно тонуть. Рация не отвечала, а потому капитан побрился, переоделся в чистое, дал две сигнальные ракеты и, помолясь, приготовился погибать. Но ему помешали: Господь услышал его молитву, а проходящее судно услышало его сигнал, несчастный был спасен.

Но чаще спортсменам приходится спасать тонущих отдыхающих и вылавливать унесенных матрацем. У некоторых яхтсменов на счету
десятки спасенных жизней.

- А вообще моря не нужно бояться, но необходимо уважать и понимать его, а еще не переоценивать свои силы. Ведь известно, что по этой причине очень часто тонут спортсмены, физически крепкие люди, - авторитетно заявляет матрос Олег Рудинский.
Русские своих не бросают

Регата длилась девять дней. Волны и ветер каждый день добавляли драйва, да так, что иногда МЧС не разрешало спортсменам выход в море. Чего стоил только один день, когда в течение 20 минут три из девяти катамаранов получили увечья?! Поломанные рули, оторванный шверт, лопнувшие тросы и один оверкиль (переворот). Но самым обидным было, что россиянин Дмитрий Лукьянов, который приехал из Белгорода, потерял при этом кошелек со всеми деньгами и кредитными картами.

- Море взяло свою дань за мою невнимательность, бывает, - улыбается он как ни в чем не бывало. – Но это не перечеркнуло моих впечатлений от регаты. Лучшего водоема, лучшей команды – еще поискать! Когда ехал сюда из Белгорода, было интересно, как люди здесь выживают. И скажу: мне, как россиянину, стыдно перед дончанами, вы должны быть вместе с Россией.

Сказал по-мужски лаконично, а у меня ком в горле. Позже из случайного разговора узнаю, что участники регаты не бросили Дмитрия в беде, помогли деньгами, поделились кто чем мог и взяли обратную дорогу на себя. Без лишних слов, пафосных заявлений и лозунгов. Вот уж действительно – русские своих не бросают.
Потомки Седова

22 июня, в день начала Отечественной войны, на торжественном построении – приспускают флаг и объявляют минуту молчания.

Яхты отправляются на городской митинг и все на берегу, увидев их, радостно машут руками. Увы, причалить там невозможно, пляж практически отсутствует. После этого, презрев полуденное солнце, мы идем на экскурсию в музей Георгия Седова. Наш знаменитый земляк, первый русский человек, дерзнувший открыть Северный полюс и погибший на этом пути в 38 лет. Сам выходец из беднейшей многодетной семьи, благодаря своей вере в мечту и целеустремленности, вошел в историю. Спортсмены со знанием дела рассматривают экспонаты – карты, снаряжение и зал в виде палубы корабля. Какой-то хорошей одержимостью все они напоминают Георгия Седова.

Удушливый зной, немного разбавленный ветром, не помешал провести запланированные маршрутные гонки, гонки по треугольнику, гонку капитанов. Вот только запланированный поход в Таганрог с ночевкой в
нем так и не состоялся. Спортсмены смогли преодолеть все – штормовую погоду, капризный ветер, полчища осатаневших комаров, но чиновничью
и политическую трясину не осилили. Выход в акваторию РФ, к сожалению,
не был разрешен. Мы, как и Седов, не дошли до главной цели.
Участники регаты за кубок
памяти Георгия Седова
Посвящение

Но на то это и туристы-парусники, что долго грустить они не могут.
Вечером они провели посвящение в свои ряды матросов-новобранцев,
в числе которых был и мой сын.

Первый этап – ответы на разные каверзные вопросы, из которых я узнаю значение таких, пахнущих морем, слов, как зюйдвестка, стаксель, галс, рангоут. Далее посвящаемый должен найти в море якорь от катамарана, держась за веревку от него и шагая под водой. Все бы ничего, но делать
это нужно в спасательном жилете, который упрямо тянет тебя на поверхность. Затем с якорем нужно проползти под днищем поставленных
в ряд катамаранов, которые в это время активно раскачиваются остальными членами экипажа. А далее выпить без помощи рук стакан вина, который держит на весле кэп. Вино мы бюджетно заменили пивом, а в остальном
от сценария не отошли.
Время сушить весла

И вот припасы съедены, комары накормлены и летают как беременные птеродактили, кое-кто из нас успел обгореть несколько раз, а значит фестиваль подходит к финалу. 25 июня прошло торжественное
построение и награждение.

Из-за разнообразия парусников подсчет результатов проходил по гандикапной формуле МАРИНС, которая уравнивает шансы участников.
В ней учитываются количество членов экипажа, площадь парусности,
длина поплавков, вес судна и прочие его технические характеристики.

Сергей Мельничук называет обладателей первого, второго и третьего места среди катамаранов двух классов парусности, а потом объявляют главного победителя. Им становится команда катамарана «Мистраль» с женщиной-капитаном Ольгой Дмитрук. В этом году два кубка, второй-переходящий Сергей Степанович предлагает передать на хранение в музей Г. Седова до следующих соревнований, с записью обладателей кубка в книге памяти.

Регата окончена, мы возвращаемся в уставший от пыли и солнца город, где каждого ждут свои заботы. Здесь у нас есть все блага цивилизации – начиная от воды и заканчивая скоростным интернетом, однако все это никогда не заменит морские просторы. А потому я уже в обратной дороге начинаю напрашиваться в следующую регату.
Юлия Андриенко / Фото автора / Оригинал опубликован в газете «Комсомольская правда» от 8 июля 2016 года № 75 (26551)