ОКНО В ДОНБАСС




Педагогический симбиоз
Алексей Сергеев / «Донецкое время» / 10 августа 2016, № 31 (45)

О вопросах интеграции образовательных систем России и ДНР, об особенностях и перспективах современной педагогики читателям «Донецкого времени» рассказывает Мария Бабалаева, кандидат философских наук, преподаватель Московского городского педагогического университета, член президиум Центрального совета педагогического общества России, председатель Московского отделения межрегионального общественного объединения «Алтарь Отечества».
Мария баБаЛаева
Фото Павла Ныркова
Москва – Донецк, ДНР – Россия

Я приехала в Донецк в июле 2015 года как представитель межрегионального общественного объединения «Алтарь Отечества». Это организация, которая имеет целью духовно-нравственное и патриотическое совершенствование детей и юношества. Фронт работ у нас достаточно широк: конференции, форумы, творческие вечера, возложение цветов, экскурсионные программы. Отдельным блоком идет фестиваль-конкурс «Алтарь Отечества».
Он ежегоден и охватывает большое количество номинаций (например,
в нынешнем году их было 17), таких как «Патриотическая песня», «Творчество педагога-патриота», «Художественное слово», «Литературное творчество», «Военно-спортивные состязания», «Моя коллекция» и прочие.
У организации два центра в России: Москва и Нижний Новгород,
но география участников, конечно, гораздо шире.

Приехав сюда, я познакомилась с педагогами Донецкого методического центра. Принимала участие в августовской конференции, которая была посвящена в первую очередь новым государственным образовательным стандартам (кстати, они практически идентичны российским). Вот так пошагово формировались мои точки соприкосновения с педагогами ДНР.
По просьбе Донецкого методцентра я привезла из Москвы порядка 70 томов методической литературы. После этого я принимала участие в здешних конференциях, по моему приглашению донецкие педагоги посещали различные мероприятия в Москве. Наша работа не была
однонаправленной – скорее можно говорить о симбиозе.

Квинтэссенцией нашего сотрудничества было проведение уже в июле нынешнего года координационного совета по взаимодействию Педагогического общества России, «Алтаря Отечества» и Донецкого методцентра. Мы не только подвели итоги нашей совместной работы и расставили оценки по всем направлениям, но и наметили дальнейшие перспективы сотрудничества.

Было решено почаще привлекать донецких коллег к российским
форумам, симпозиумам, конференциям и прочим мероприятиям, а также обмениваться студентами. Кроме того, мы планируем организовать
в Донецке мини-представительство Педагогического общества России
в методической области.
Назад в СССР

Нет необходимости нахваливать советское образование. Можно просто сравнить людей, прошедших школу в СССР, и тех, кто учился уже в наши дни, – первые однозначно выигрывают от этого сопоставления. Современная европейская система образования стремится делать из людей суперпрофессионалов, то есть обучать их только тому, что им необходимо по профессии. При этом не учитывается, что человек – это, прежде всего, нравственная и духовная сущность. Узость, однобокость подхода, когда человек воспринимается лишь как объект поглощения информации, очень страшна. Личность должна развиваться всесторонне. Если ты занимаешься спортом, любишь читать, рассуждаешь, то и на твоей специальности это скажется только положительно. Образование должно быть широким.
И в СССР оно было именно таким.

Между прочим, уже доказано, что, если человека ограничивать узкими рамками профессиональной деятельности, у него развиваются сердечно-сосудистые заболевания.

Кем-то, например «пятой колонной», это воспринимается негативно,
но сейчас в России идет большая работа над возвращением в общество некоего нравственного стержня. Если посмотреть ретроспективно, то во
все времена бывали периоды ухода от нравственности, но каждый раз человечество одумывалось и понимало, что без духовного скелета
оно деградирует.

В плане патриотического воспитания общество в СССР было на высоте.
И, я считаю, нам нужно оттуда взять на вооружение все лучшее.
Да, в общем-то, это сейчас уже происходит.
Почти потерянное поколение

Сейчас в России набирает обороты патриотическое движение. И в школах,
и в детских садах очень много проектов, развивающих любовь к Отечеству, причем не только к стране, но и к родному городу, поселку и даже улице.

К сожалению, было время, когда в этом аспекте мы очень потеряли. Проглядели некую разрушительную работу извне. Нам насаждалось отношение, что все отечественное косно, примитивно, а все западное научно, современно.

Вот, например, компьютер: это же здорово, ярко! В 1990-х у нас был просто сумасшедший электронный бум. Было провозглашено, что компьютеры должны быть в каждой школе, и образование чуть ли не с первого класса должно на них опираться. Мелкая моторика, кончики пальцев – это же наше мышление! Они же связаны – фигурально выражаясь, как мясо и котлета.
Это доказано-передоказано! По почерку можно судить о человеке. Почему раньше каллиграфия была одним из важнейших школьных предметов? Кто четко пишет, тот ясно мыслит. А компьютер – это тупое нажатие клавиш…

При таком подходе можно было запросто потерять поколение.
У детей элементарно не сформировался бы инструментарий для думания. Слава Богу, что сейчас этот бум немного прошел, ученых услышали.

Другого пути нет!


Что касается Донецкой Народной Республики, то, на мой взгляд, у вас
в вопросе духовного и патриотического воспитания юношества очень хорошие перспективы. Дончанам не нужно рассуждать абстрактно, к каким негативным последствиям может привести утрата обществом нравственных ориентиров. Вы уже испытали эти последствия на себе. И другого пути у Донецка уже не может быть, кроме как к духовному возрождению.

То, что сейчас творится в Донбассе, имеет большое значение и для нас, россиян. Все эти события происходят совсем рядом, и для большинства очевидно, что это не локальная проблема украинцев и дончан.
Если конфликт будет иметь развитие, то не поздоровится и России, и всей Европе. Причем даже не нынешнему поколению, а тем, что придут на смену.

Могу сказать, что принципиальных отличий в образовательных процессах России и ДНР я не вижу. Нет ничего, что мешало бы нашей интеграции. Кстати, на мой взгляд, нам даже есть чему поучиться у донецких педагогов. Мы в России чересчур увлеклись компьютеризацией, а у вас живое слово учителя по-прежнему значит очень много. И это несомненный плюс.