ОКНО В ДОНБАСС
Культурное братство



Война в Донбассе идёт в том числе и за возможность познавать культурную действительность своей Родины
Художники Донецкой народной республики начали знакомить Россию со своими работами. Так, 22 июля в Ростове-На-Дону открылась экспозиция с лучшими полотнами 37-ми донецких художников. «Наряду с картинами мэтров живописи
в выставке участвуют работы четырех юных авторов из Донецкой детской художественной школы», — уточнило Министерство культуры ДНР, отчитываясь
об открытии выставки.

«Мы всегда готовы поддержать наших этнических земляков в их культурных начинаниях. Люди пытаются сохранить веру и надежду в мир. Пока живет культура, существует и народ», - заметил во время открытия министр культуры ростовской области Александр Резванов.

Его слова, по сути, звучат очень тепло и правильно. Но сам факт этой выставки выглядит куда более значительно, чем кажется. Потому что это — один из первых шагов по сближению донецкого и российского культурного общества. И именно об этом сегодня необходимо говорить в первую очередь, учитывая те обстоятельства, что в Донбассе идёт война — в том числе и за возможность познавать культурную действительность своей Родины.

Будем честны, в довоенное время Донбасс и Россия были друг другу лишь близкими соседями. И культурная жизнь развивалась соответственно: в одном векторе, но у каждого по-своему. Соседи иногда ходили друг к другу в гости, советовались, оценивали и критиковали — но жили каждый своей жизнью, творили каждый свою культуру. Для Донбасса такое соседство вылилось в то, что его художественная жизнь по большей части варилась в собственном соку и практически не выходила за пределы страны. Со стороны «большого соседа» внимание было тоже совершенно не назойливым, так что в последние несколько лет Донецк пережёвывал культуру совместно с европейскими художественными центрами. Фестиваль «Индустриальная ночь в Донецке», созданная на деньги немецких фондов, была для дончан едва ли не единственным окошком в мир. Он проходил раз в год, весь город будоражило, -
а ведь людям просто устраивали экскурсии на местные заводы и показывали, как
в Донецке делают холодильники, трубы и сталь и добывают уголь. Все это разбавлялось крохотными выставками и перфомансами от местых самодеятельных кружков. Культурная среда впервые столкнулась с современным искусством «живьём», а не через интернет.

Другой не менее культурный шок — Евро-2012. Масса иностранцев в центре Донбасса, они напиваются по ночам и дебоширят, а город гостеприимно к этому относится. Проводятся концерты, модные показы, спортивные мероприятия и прочее. И были другие мероприятия.

Но что подобного было в Донецке за последние три года, что было воспринято с такой же эйфорией и инициировано Россией? Как максимум: выставка поседевших художников в центральной галерее, которые весь вечер напролёт рассказывают о своих приключениях на пленэрах.

Помнится, однажды заехал независимый художник Баловин, который родом из Воронежа. Он рисовал портреты за еду и прочие «подарки» в виде билетов до другого города и зарядок на новый айфон. Рисовал он портреты по пять минут каждый, чем и развлекалась публика. Всё это проходило в полуподвальном антикафе в обществе человек двадцати.

Как итог: Донецк мало знал о том, какой жизнью живёт российская культура. Речь идёт о конкретных людях, которые своим творчеством дополняют современность, отображают жизнь и порождают настоящее искусство. Как они работают, какими смыслами они мыслят и в каких образах видят происходящее, как интерпретируют русскую действительность и чем обогащают реальность, - этого в Донбассе практически никто не понимал, а о современных русских художниках по-настоящему знали только сильно интересующиеся дончане.

Как бы то ни было, сегодня двери в российскую культуру просто обязаны быть открыты. Сегодня начинается длительный процесс сближения донецкой диаспоры
с российским обществом. Увы, раньше Россию мало заботило приобщение к своей культуре ближайших соседей. Спросите любого молодого дончанина хотя бы о том, какого современного русского писателя кроме Пелевина он знает. Его ответ заставит вас серьёзно обеспокоиться вопросом культурного шефства над ним. О фотографах (кроме военных), о художниках, о скульпторах даже не утруждайтесь говорить — обсуждать вам будет нечего. Единственной темой для разговора между россиянином и дончанином сегодня может быть война и всё, что с ней связано.

Но такие вещи являются связующими звеньями, именно культура способна объединять людей из разных частей континента. Два человека из разных городов
и стран способны найти общий язык и выявить в себе одинаковые принципы, если они оба понимают ценность таких вещей, как, например, могила Кутузова в Казанском соборе. Один видел её много раз на протяжении жизни, с ней связаны
его детские воспоминания; другой прочитал о Кутузове в романе «Война и мир»
и увидел могилу полководца лишь раз, - и это стало для него весьма значительным
и ценным событием в жизни. Оба эти человека являются порождением одной культурной и ценностной парадигмы, частью одного сообщества.

Война в Донбассе в этом смысле способствовала тому, чтобы его народ вошёл с Россией в отношения более близкие, нежели соседские. Эти отношения уже подразумевают созидание единого общественно-культурного пространства, потому что война перемешала людей, стала толчком к массовому взаимопроникновению двух даже не национальностей, а частей русского мира, которые раньше по большей части были изолированы друг от друга.

И сегодня в России формируется новое российское общество. Во многом благодаря Донбассу это общество можно назвать новороссийским. Этот новый народ уже будет формировать жизнь и все её составляющие большой своей Родины, которая у нас
с Донбассом теперь общая.