окно в донбасс


Металл идёт. Уголь идёт.
Донбасс идёт в наступление



Дню шахтёра в Донбассе посвящается
85 лет назад Донбассу выпала честь стать героем первого советского звукового кино. А ещё это кино стало первым в мире звуковым документальным фильмом.
Кто в школах последние 25 лет говорит о таком? Никто.

Кино называется «Энтузиазм: Симфония Донбасса». Снял его режиссёр Дзига Вертов, поставив этим фильмом огромное двоеточие в жизнь звукового кино и виртуозного монтажа кадров. Да, именно с него всё и началось. Донбасс снова первый там, где никто не ожидал. И не знал, как уже было сказано. Несколько поколений пропустили этот фильм мимо глаз и ушей, - потому что он может показаться несколько сложным для нас сегодняшних, привыкших к штамповкам
из Голливуда. А здесь — поэзия в каждом кадре, симфония в каждом звуке.
И всё — о родном Донбассе, воспетом таким странным, но впечатляющим образом.

Почему именно Симфония, понять можно лишь с появлением первых заводских гудков, - звуков, знакомых дончанам и сегодня, ведь у ДМЗ остался ещё прежний сигнал, оповещающий весь город о начале смены. Вертов превратил промышленные звуки Донбасса в симфонию, - и сделал это так, что даже великий Чарли Чаплин снял свой чёрный котелок перед мастерством советского режиссёра.
«Я никогда не мог себе представить, что эти индустриальные звуки можно организовать так, чтобы они казались прекрасными. Я считаю "Энтузиазм" одной из самых волнующих симфоний, которые я когда-либо слышал. Мистер Дзига Вертов - музыкант. Профессора должны у него учиться, а не спорить с ним»
Чарльз Спенсер Чаплин
В этой документальной симфонии Донецк предстаёт во всей его нетленной промышленной красоте. Здесь есть его глубокие шахты, ещё те, довоенные,
где вагонетки таскают лошади, а не моторы, есть его раскалённые заводы, где ещё нет техники безопасности, а рабочие почти что голыми руками переправляют красное железо по конвейерам. Есть в этом фильме и поэтичная Луганщина, которая «быстро и аккуратно», с песнями и танцами собирает урожай. В Донецке — мужчины с чёрными от угольной пыли лицами, в Луганске — женщины в белых одеждах, потому что работают в полях под палящим солнцем. Так было всегда, и вот уже без малого век Донбасс делится на промышленный Донецк и аграрный Луганск.
Даже сегодняшняя война не меняет этого чёткого распределения обязанностей.
И все с горящими глазами идут на трудовой подвиг.

Фильм сделан в 30-е годы и потому не увидеть в нём веры в советскую власть и цензуру, конечно, невозможно. Но ведь главное в другом. Ещё до великой отечественной войны работа шахтёров воспринималась в Донбассе как фронтовой подвиг. Плакатная, отрывистая речь в фильме, очень похожая на немногословных и говорящих по делу донецких мужчин, неустанно это подтверждает.
Шахты звались «угольным фронтом», люди шли туда словно в бой — и возвращались с неизменными
подвигами и заслугами.
Спустя столько лет слова эти звучат уже не патетично и не пафосно, а до жути правдиво. Угольный фронт стал фронтом военным, - а шахтёры с неизменным упорством добывают уголь. Тогда, в 30-е, они делали это во время всеобщей шумихи с разрушением храмов (об этом речь идёт в первой четверти фильма). Сегодня, в 2015-м, шахтёры добывают уголь в эпицентре боевых действий. И как добывают! Привычка перевыполнять план сохранилась в Донбассе поныне, так что даже разрушенное наполовину шахтное хозяйство региона, даже обстрелы не мешают горнякам выдавать на-гора сверх нормы.

Смелый, гордый, трудолюбивый, упорный и простой народ — вот те, кого запечатлел Вертов на свою камеру в 1930 году. Что изменилось за это время? В людях — ничего. Донбасс шахтёрский край поныне, и шахтёры - его главное «чёрное золото».

Документальный фильм «Энтузиазм: Симфония Донбасса»

Режиссёр: Дзига Вертов
Оператор: Борис Зейтлин
Композитор: Дмитрий Шостакович


1930 год

Марина Третьякова / 29.08.2015