окно в донбасс


Вдохновляющая промышленность


Индустриальный Донбасс 1920-30-х в работах
живописца и графика Александра Дейнеки

Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года
в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса: живопись и техника. Он учится
в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в
небольшую студию. Потом получает художественное образование
в Харьковском художественном училище.
Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая
1899 года в Курске, в семье железнодорожного рабочего.
Уже в детстве у мальчика появляется два непохожих интереса: живопись и техника. Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно ходит в
небольшую студию. Потом получает художественное образование в Харьковском художественном училище.
"Механизируем Донбасс", плакат, 1930 г.
В период с 1918 по 1920 годы работает фотографом, становится руководителем секции ИЗО Губнадобраза, занимается оформлением агитпоездов, выпускает плакаты, принимает участие в театральных постановках, по мобилизации служит в Красной Армии, участвует в обороне родного Курска от белых войск, руководит художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТА» в Курске, выезжает на фронт в качестве художника агитационного театра. После службы получает художественное образование во ВХУТЕМАСе. Во время учёбы
Дейнека общается с поэтом Маяковским.
В период с 1918 по 1920 годы работает фотографом, становится руководителем секции ИЗО Губнадобраза, занимается оформлением агитпоездов, выпускает плакаты, принимает участие в театральных постановках, по мобилизации служит в Красной Армии, участвует в обороне родного Курска от белых войск, руководит художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТА»
в Курске, выезжает на фронт в качестве художника агитационного театра. После службы получает художественное образование во ВХУТЕМАСе.
Во время учёбы Дейнека общается с поэтом Маяковским.
Окончив ВХУТЕМАС, художник отправляется в командировку, которая послужит ему богатым материалом для творчества в двадцатые годы -
в шахтёрский Донбасс.

В 1924 году он принимает участие в «Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства» в составе «Группы трёх», совместно с двумя другими молодыми, подающими надежды художниками -
Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым.
На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают «Общество станковистов» (ОСТ).

Дейнека - один из членов-учредителей. Живописцы нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм)
с советской тематикой, провозглашают «ориентацию на художественную молодежь».
На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают «Общество станковистов» (ОСТ). Дейнека - один из членов-учредителей. Живописцы нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают «ориентацию на художественную молодежь».
Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению «примет XX столетия», воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства, индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта
(«В Донбассе» (1925 г.), «Перед спуском в шахту», «На стройке новых цехов», «Лыжники» (1926 г.), «Текстильщицы» (1927 г.).
Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению «примет XX столетия», воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства, индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта («В Донбассе» (1925 г.), «Перед спуском в шахту», «На стройке новых цехов», «Лыжники» (1926 г.), «Текстильщицы» (1927 г.).
"Утро. Донбасс", 1940 г.
Леонид Шиманский / Донецк / 21.09.2015
Оригинал:
Донецкий авторский сайт Е. Ясенова