окно в донбасс
Границы


Антон Чумак
24.10.2015
Середина 80-х прошлого столетия. Раскалённый на дневной жаре поезд Ленинград —Новороссийск на полном ходу въезжает в южную ночь. Позади Орёл и Белгород, скоро Харьков. Ха́рків — как-то странно и немного смешно. Смешно, потому что я — маленький мальчик, который с родителями едет на юг, на море, сквозь огромную страну, и мне всё весело и интересно. Я с любопытством узнаю из расписания, что мы проезжаем УССР — «Украина», — объясняют мне взрослые. И я радуюсь, что проезжаю эту часть моей страны, тут всё немного сказочное: необычные надписи со странной буквой «I», поля с подсолнухами, мазанки у переездов, яркие звезды, запах теплого чернозема и непривычный для северного ребёнка
треск цикад.
Начало 90-х, тот же поезд. Я ещё ребенок, но уже постарше, почти подросток. Харьков или Ха́рків, уже даже и не понимаю, как правильно. Резкий свет ламп в вагоне режет глаза, ужасно хочется спать — таможня, ждем пограничников. С грохотом в вагон вваливаются толстые тела украинских «погранцов», воздух наполняет амбре самогона и чеснока.

Пассажиры толком не понимают, что происходит. «Погранцы» объясняют:
— Теперь тут граница , настоящая ГРАНИЦА. Приготовьте документы. Вкладыш о гражданстве? Нет? Будем ссаживать. С ребенком? Да конечно, нас это не волнует. Тут другое государство.

Свидетелем реальной подобной истории я стал тогда в Иловайске.
Молодую женщину с двухгодовалым ребенком ссадили с поезда из-за отсутствия у ребенка вкладыша о Российском гражданстве. Денег на взятку у неё с собой не было. Это был вообще проходящий поезд из России в Россию через Украину, тогда ещё не успели наладить объезд через Воронеж. Её проклятия в адрес Украины повисли немым вопросом в Иловайской ночи, и отвечал на них уже через много лет, примерно в том же месте у Иловайского депо, Моторола, из подствольника и всего, что могло отомстить за унижение и страх этой женщины и всего народа в её лице.

Резали по живому. Холоднокровно скальпелем Беловежских соглашений отделяли живое от живого. Бетонные блоки на просёлках между соседними деревнями. Таможенники в пригородных электричках Таганрог — Иловайск перетряхивали сумки. Раздел флота в Севастополе. Судьбы, промышленность, мнение простых людей не стоили ничего для тех,
кто стремительно нёсся к демократии и личному обогащению.

Потом студенческие поездки в Крым. Карикатурные украинские гаишники (ДАI). Разговоры с местными о том, что надо-то всего два десантных корабля на Перекоп, но в «Москве» боятся и так далее. И накатывало ощущение того, что часть твоей страны, а значит, и часть тебя, твоего мира, утеряна, как тогда казалось, навсегда.
Уже конец «нулевых». Опять абсурдная граница. Уже сам везу свою маленькую дочь на машине в Крым. Пыльная степь между Таганрогом и Новоазовском. Шестой час в очереди на нейтральной полосе, где нет ни туалета, ни ларька с водой. Униженные люди стоят в очереди, чтобы перейти границу, которой быть не должно. Там, за этим рубежом, их родственники, думающие так же, говорящие на том же языке, родившиеся и выросшие в большой общей стране.
Что это, колониальная Африка с нарисованными по линейке
в Париже границами? Нет, это моя расчленённая Родина.

Но в следующие несколько часов в моем сознании произошло невероятное смещение. Проезжая Мариуполь, я увидел заводы, издалека, в мареве, они напоминали что-то среднее между фантастическими замками и межгалактическими космопортами, выросшими в степи. Мне почудилось, что на мгновение я увидел советскую утопию, когда завод был храмом, а труд — культом.

Мечта человечества о космосе и мире, вырастающая из почвы, подобно тому как заводы Донбасса вырастают из причерноморского чернозёма.

И, что самое главное, возникло осознание, что не всё ещё потеряно в мясорубке 90-х, что можно многое сохранить, а что безвозвратно утеряно — создать заново. Я поверил в возможность нового возрождения и «большого проекта» на постсоветском пространстве и в мире вообще. Все моё творчество с того момента и по сей день — это попытка фантастической визуализации этого проекта и поиск для него новых основ, обращенных в будущее.

Однако тогда я не мог подумать, как быстро всё начнёт меняться, и когда в одно утро триколор взмыл ввысь над Крымским парламентом, это казалось чудом. Сейчас уже, конечно, нет той эйфории «Русской весны», на Донбассе ситуация зависла в неопределенности, Харьков и
Одессу как-то совсем стали забывать. Но надо всё равно не сдаваться, потому что стало ясно: ампутацию провести не удалось, ткань страны срастается. Это происходит болезненно и с рубцами. Но я уверен, что мои дети, или, может быть, уже их дети, будут так же, как и я
в детстве, искренне и беззаботно радоваться, что они пересекли воображаемую границу и едут по Украине, части нашего общего пространства, а его название, форма объединения и символика — это уже совсем другой разговор.
Новая земля

Об авторе


Антон Чумак
Художник, куратор / Санкт-Петербург
Родился в 1980 году в Ленинграде.

В 2005 году закончил Санкт-Петербургскую Художественно-Промышленную Академию.

Организатор фестиваля современного независимого искусства «Психонавтика», куратор студии и открытых мастерских «КУХНЯ» и галереи «Земля-Воздух».

Основные направления деятельности: медиа искусство, создание арт – объектов и кинетических скульптур, инсталляция, живопись. Также координация и курирование художественных проектов.
Персональные проекты >>
2013
Выставка «Чернозём». Агенство ArtRu. Москва.

2012
Выставка «Храм огня». Агенство ArtRu. Москва.

2011
Выставка «НЕФТЬ».ЦК «Красное Знамя». Санкт-Петербург.
Участие в выставках >>
2014
Asia Art Space Network 2014. Музей искусств города Кванджу. Республика Корея; «Актуальный рисунок». Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург.Каталог.

2013
Музейная ночь "Снег". Красноярский музейный центр; 5-ая Московская биеннале современного искусства. Специальный проект: «Музей современного искусства: Департамент труда и занятости». Государственная Третьяковская галерея; Фестиваль «Форма». Москва; Выставка движения «Новая Эстетика». Центр искусства и музыки Государственной Библиотеки им. В.В. Маяковского, Санкт-Петербург.

2012
Выставка номинантов «Премии Кандинского». Москва; Фестиваль «Форма». Москва; Московская международная биеннале молодого искусства. Специальная программа: «Цена». Агенство ArtRu; «Бонапарт-медиа». ART re. FLEX Gallery. Санкт-Петербург; «HIDDEN ROOM», Rizzordi Art Foundation, Санкт-Петербург.

2011
«Врата и двери», Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург.Каталог; «КИБЕРФЕСТ-2011», Центр Современного Искусства Сергея Курехина,Санкт-Петербург.Каталог; 4-ая Московская биеннале современного искусства. Специальный проект: «Художники мира».Арт-ру.Каталог; Островной синдром», Mariposa Cultural Foundation & Chayofa Gallery, Испания; Total Contemporary, Rizzordi Art Foundation, Санкт-Петербург; «Камера хранения» в рамках «Ночи актуального искусства», Галерея «КУХНЯ», Санкт-Петербург; «Силовое поле», ЦК «Красное Знамя», Санкт-Петербург; «Петербург.Recycling». Центр Современного Культуры ФАКЕЛ. Санкт- Петербург.

2010
<| PLAY |> ConcentArt e.V. , при поддержке галереи Dam, Stuhltrager (New York), Берлин; Фестиваль независимого современного искусства «Психонавтика 2: Дом Роста», Санкт-Петербург; «Черное золото», Галерея «КУХНЯ», Санкт-Петербург; «Новая экспрессия», «Открытая Галерея», Москва; «Образ смерти в искусстве», Фонд Михаила Шемякина, Санкт-Петербург; «Супер Я», Галерея «КУХНЯ», Санкт-Петербург; «Главное - не имя, главное - живопись», Галерея «Экспо-88», Москва; «КИБЕРФЕСТ-2010», Арт-холл POLIGRAF, Санкт-Петербург.Каталог.

2009
«КИБЕРФЕСТ-2009», Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Каталог; «Молодежные субкультуры. Маргинальное и актуальное», Музей городской скульптуры, Санкт-Петербург; Фестиваль независимого современного искусства «ПСИХОНАВТИКА: Север-Юг», Толстой сквер, Санкт-Петербург; «Огонь», Галерея «Земля-Воздух», Санкт-Петербург; «Шар в искусстве», Фонд Михаила Шемякина, Санкт-Петербург; «Осенние Обострение». Центр искусства и музыки Государственной Библиотеки им. В.В. Маяковского, Санкт-Петербург;
«Игра», Bye-Bye Ballet, Санкт-Петербург.

2008

«Переучет. Сессия молодого искусства», ЦВЗ МАНЕЖ, Санкт-Петербург; «Вавилон», Галерея «Земля-Воздух», Санкт-Петербург; «Живопись быстрого реагирования», Галерея «Земля-Воздух», Санкт-Петербург; «Вечная весна в одиночной камере», Linda Gallery, Гамбург; Скульптурный мастер-класс, Галерея «Земля-Воздух»,
Санкт-Петербург; «Архаика», Галерея «Земля-Воздух», Санкт-Петербург.

2007

«Петербургские художники», Краснодар; «ПЛОТ-4», Санкт-Петербург; Биеннале дизайна «Модулор», Санкт-Петербург. Каталог.

2006
«Сессия молодого искусства», Музей городской скульптуры, Санкт-Петербург.

2005
- Биеннале дизайна «Модулор», Санкт-Петербург – Диплом в номинации «Арт-дизайн». Каталог.

2002

«Fidexpo», Санкт-Петербург – Диплом.

2000
Художественный салон, Центральный Дом Художника, Москва. Каталог.

Кураторские проекты >>
2014
МАНИФЕСТА 10 «Магнитное поле», параллельная программа. Rizzordi Art Foundation, Санкт-Петербург.

2013

Выставка движения «Новая Эстетика». Центр искусства и музыки Государственной Библиотеки им. В.В. Маяковского, Санкт-Петербург.

2012
«Между землей и небом». Rizzordi Art Foundation, Санкт-Петербург; «Балтийская биеннале 2012». Rizzordi Art Foundation, Санкт-Петербург.

2011

«Камера хранения», Галерея «КУХНЯ», Санкт-Петербург; «Силовое поле», ЦК «Красное Знамя», Санкт-Петербург; «ПОСТАПОКАЛИПТИКА», Галерея «КУХНЯ», Санкт-Петербург.

2010

Фестиваль независимого современного искусства «Психонавтика 2: Дом Роста», Санкт-Петербург; «Черное золото», Галерея «КУХНЯ», Санкт-Петербург; «Супер Я», Галерея «КУХНЯ», Санкт-Петербург.

2009
Фестиваль независимого современного искусства «ПСИХОНАВТИКА: Север-Юг», Толстой сквер, Санкт-Петербург; «Огонь», Галерея «Земля-Воздух», Санкт-Петербург; «Игра», Bye-Bye Ballet, Санкт-Петербург.

2008

«Вавилон», Галерея «Земля-Воздух», Санкт-Петербург; «Живопись быстрого реагирования», Галерея «Земля-Воздух», Санкт-Петербург; Скульптурный мастер-класс, Галерея «Земля-Воздух», Санкт-Петербург; «Архаика», Галерея «Земля-Воздух», Санкт-Петербург.