окно в донбасс



Чтобы услышать душу, нужно остаться в тишине


Говорят, пути Господни неисповедимы. Порой дорога, которая
приводит к Богу, начинается в самом неожиданном месте…

Ниже представлена беседа с человеком из новой донецкой диаспоры, которая ныне полным ходом продолжает ассимилироваться на российских просторах. Этот человек оказался в Москве несколько раньше, чем на Донбассе началась война, но наверняка и наше гражданское бедствие отразилось и в его жизни.

В любом случае, это человек донецкой породы - с войной в России таких стало больше примерно на несколько сотен тысяч человек.

Этот человек говорит о вещах насквозь духовных - тем интереснее читать вопросы, которые ему задаёт журналист донбасской городской газеты, который прожил все эти два с лишним года в непосредственной близости от войны.

- редакция журнала "Окно в Донбасс"

Артем Матиенко был гитаристом и частично автором текстов харцызской рок-группы «Fra Mauro». Ребята играли death-metal - пожалуй, данный стиль можно по праву назвать одним из самых тяжелых и агрессивных в музыке. Сегодня 28-летний экс-гитарист метал-команды - студент Сретенской духовной семинарии в Москве. Уже третий год он обучается при Сретенском монастыре, готовясь стать священником.
В понимании среднестатистического обывателя тяжелый рок и вера - это два абсолютно разных мира, которые, словно параллельные прямые, никогда не пересекаются. Но у Артема Матиенко несколько иное мнение на этот счет.
- Для меня рок - это проповедь, а рок-исполнитель - проповедник. Наша музыка всегда была агрессивной, и такая подача не всем кажется приемлемой и благозвучной. Но к текстам я относился серьезно и пытался внести в них определенную смысловую нагрузку. Впрочем, я осознавал, что среди поклонников death-metal'а мало кто разбирает слова песен (это связано со спецификой исполнения - прим. ред.), а если даже и разбирает, то вряд ли придает тексту большое значение. В основном задача такой музыки - создавать общий эмоциональный поток, «движуху»…
~
Молитвы не улетают в пустоту

- И как же из этой «движухи» ты пришел к православию?
- Внутренние духовные процессы сложно отследить. В принципе, оглядываясь на мою жизнь, я понимаю, что в Бога верил всегда. Просто вера была какая-то своя: вроде как есть там что-то, но что именно… Сейчас такие люди называют себя агностиками. А вот серьезно я задумался о вопросах веры благодаря вокалисту
«Fra Mauro» Алексею Мироненко. Он как-то посещал Святогорскую лавру и даже некоторое время жил там, а по возвращении делился своими переживаниями.
Я этого человека очень давно знаю, он был для меня авторитетом и остается им до сих пор. Я не сомневался в его здравомыслии. И думал: если он что-то там увидел,
то почему я ничего не вижу? Надо разобраться! Алексей рассказывал мне о своем духовном опыте, о том, что он чувствовал, когда стоял в храме. И я тоже решил пойти на службу. В итоге ничего из происходившего там не понял, но ощутил:
что-то есть, это не просто театральное представление. После этого я на время перестал думать о Боге, но семя уже было брошено.

Как-то я нашел дома молитвослов и решил почитать молитвы. Я вдумывался в слова, и на каком-то этапе ощутил, что я не просто проговариваю эти слова, а общаюсь с кем-то, с другой личностью; что мои молитвы не улетают в пустоту, что их слышат и отвечают на них. Потом я стал регулярно ходить в храм, пытался понять, о чем поют. Благо, у меня был Интернет - там я находил разъяснения всего, что было мне не ясно, и читал труды известных проповедников, которые популярны в молодежных кругах: отца Андрея Кураева, отца Даниила Сысоева, протоиерея Олега Стеняева.
- А что подвигло тебя пойти в духовную семинарию?
- Здесь сыграла моя натура. Когда у меня в жизни появляется что-то новое,
я пытаюсь в это полностью погрузиться. Например, занимаясь музыкой,
я раздражался от того, что вынужден был отвлекаться на работу и другие жизненные аспекты. Так и здесь: уже через месяц активной церковной жизни я стал задумываться о поступлении в семинарию. Я долго размышлял об этом, хотя ни с кем не делился - даже с друзьями по вере. И вот однажды перед воскресной службой я в молитве попросил у Господа ответа, стоит ли мне идти таким путем. Я решил
для себя: если откроется мне что-то именно сегодня, буду поступать, не откроется - продолжу жить своей прежней жизнью, ходить на работу и воспринимать это как данный Богом путь. На тот момент у меня сложились хорошие отношения с одним священником, который служил в храме Петра и Павла - отцом Владимиром (Очеретяным). Можно было сказать, что он стал для меня духовным наставником.
И вот я пришел к нему на исповедь, а он в конце нашей беседы вдруг спросил: «Артемий, ты не хочешь поступить в семинарию?». Я не знаю, можно ли назвать это чудом, но именно в тот день, когда я задал свой вопрос, я получил на него ответ.
~
Веб-дизайн на досуге
- Простые обыватели очень мало знают о жизни студентов духовой семинарии. Наверняка многие думают, что раз вы живете при монастыре, то все свое время проводите в молитвах и всячески ограничиваете себя во всем, в чем только можно. Как на самом деле обстоят дела?
- У каждого монастыря есть свой устав, довольно строгий, а кроме официальных правил существуют также неформальные. В одних монастырях уклад ближе к армейскому, в других его можно назвать семейным. Наша семинария похожа на семью. Здесь в основном действует поощрительная, «пряничная» система. Тем не менее, обычный распорядок семинариста не слишком отличается от монашеского. Мы просыпаемся рано утром, идем на молитву в храм, потом завтракаем.
Далее - послушание: занимаемся уборкой учебных помещений, спортзалов, актовых залов и т.д. Это отнимает минут двадцать. А потом идут занятия. Они оканчиваются в половине пятого вечера. После можно посетить факультативы.
Потом снова послушание - нужно убрать за собой. А дальше - ужин и свободное время до отбоя - он у нас в 23.00.
- А как семинаристы проводят досуг?
- Для семинаристов досуг - это факультативы. Их в Сретенской духовной семинарии очень много, и каждый может выбрать для себя то, что поможет ему раскрыть свои способности и будет интересным. Я, например, изучаю кампанологию - это наука о колоколах, изучающая колокольный звон. Иногда занимаюсь пением. Помимо этого, у нас есть языковые факультативы: китайский, древнееврейский, немецкий, английский и т.д. Имеется даже факультатив по веб-дизайну.

А еще семинаристы могут заниматься рукопашным боем - для этого у нас работает приглашенный тренер. Вообще, священнику запрещено отвечать на агрессию агрессией, однако семинарист - не священник. Кроме того, долг христианина - уметь защитить свою страну, свою семью, родных и близких. Это не противоречит Евангелию и даже наоборот: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Иоанна, 15:13). Так что на эти занятия ходит тот, кто хочет научиться постоять за себя, за своих родных и близких.

Ну, или просто поддержать физическую форму - образ жизни у нас, в основном, сидячий, нужно как-то это компенсировать. Кроме факультативов, занимаемся миссионерской деятельностью. Семинаристы выезжают в детские дома, дома инвалидов, готовят выступления, участвуют в выставках. В Манеже, к примеру,
три года подряд проходила выставка «Моя история», и вместе со светскими историками экскурсии вели семинаристы.
- Сколько нужно учиться, чтобы стать священником?
- Минимум - четыре года, максимум - сколько душа соблаговолит и сколько позволят умственные способности. Четыре года - это бакалавриат, еще два года - магистратура, потом академия, докторантура. Но для того, чтобы стать священнослужителем, достаточно бакалавриата.
- Какие предметы изучают студенты духовной семинарии?
- В основном это сугубо специальные науки - все, что нужно будущему пастырю: Священное Писание (Новый Завет, Ветхий Завет), основы догматического учения
(то, в каком свете мы должны понимать священное писание), патрология (наука
о святых отцах, о том, чему они учили). Есть у нас в программе история русской церкви, христианской церкви в целом, история христианского и церковного искусства. Самый важный предмет - литургика. Это наука о богослужениях.
Впрочем, светские науки мы тоже изучаем: риторику, философию, историю России, стилистику русского языка, древнегреческий, английский, латынь.
~
Душа по природе - христианка
- Изменились ли как-то твои отношения с друзьями после того,
как ты погрузился в веру?

- В отрицательную сторону - нет. Я со всеми нормально общаюсь, ни с кем отношения не разорвал. Просто когда появляется другая сфера жизни, меняется и круг общения. Мы недавно встречались с ребятами, с которыми когда-то работали вместе - от них не исходило ничего негативного, скорее, интерес.
- То есть не было случаев, чтобы тебя кто-то не понял, отвернулся?
- Почему же, были. В рок-тусовке, например, не все приняли мою позицию -
с некоторыми людьми возникло недопонимание, однако это случилось в большей степени из-за того, что я просто вышел из их круга общения. Никакой неприязни между нами нет, все нормально относятся - разве что в первое время были несколько насторожены.
- А есть ли обратные при- меры, когда кто-то проникся твоими словами настолько, что пошел в церковь?
- Есть. У меня один друг в последнее время заинтересовался этим.
Он задавал мне разные вопросы, а сейчас, как и я когда-то, пытается найти информацию в Интернете.
- Что ты можешь посоветовать людям, желающим сделать первый шаг к вере?
- Тут сложно советовать. Внутри должно произойти нечто такое, чтобы человек понял, что он хочет разобраться. Современные люди привыкли жить в постоянном шуме, и если этого шума нет, они сами создают его - включают «фоном» телевизор или музыку. Так вот, нужно попробовать остаться наедине с собой в полной тишине - если вы не можете в ней находиться, стоит задуматься.

Мне, например, помогло то, что я стал жить один. Когда я понимал, что рядом нет людей, мне иногда становилось страшно. Если человек не молится, не обращается
к Богу, он очень одинок. Древнеримский писатель Тертуллиан говорил, что душа по природе - христианка, и она всегда говорит нам о своих ощущениях, просто мы периодически это не слышим из-за внешнего шума. Поэтому и нужно остаться один на один со своими мыслями.
- Недавно прошел праздник Крещения, известный большинству людей традицией купаться в проруби. А ты пробовал окунуться в ледяную воду?
- Пробовал, но не в этом году. Я считаю, что если религиозного контекста в таком купании нет, то делать это не стоит. Ведь этот праздник имеет глубокий смысл.
В момент крещения Христа произошло явление всей Святой троицы: Сына Божия Иисуса Христа, Бога-отца в виде голоса, сказавшего: «Сие есть сын мой возлюбленный…», и Святого духа в виде голубя. По сути обряд крещения в ту пору был, грубо говоря, ритуалом смывания грехов. Христос же возводит его в более высокую форму - в форму таинства, во время которого проходит общение с Богом.

И праздник напоминает нам об этом. Так что если человек преисполняется религиозного восторга и идет нырять - это одно, но если кто-то решил окунуться исключительно ради развлечения, экстрима, то это совсем иное.
Анна Грачёва / Панорама / 25.01.2016